Что же танцует Анна Щербакова в «Жар-птице»?

Даниил Глейхенгауз Анна Щербакова Фигурное катание

Обратимся к либретто балета Стравинского, музыка которого использовалась для постановки программы «Жар-птица», где таится много интересных аллюзий с отечественным миром фигурного катания и давно установленными в нем негласными порядками. И рассмотрим под этим углом программу, которую исполняет Анна Щербакова.

Вчера в комментариях к посту о Матери драконов пользователь Михаил написал мне следующее:

— После первого просмотра программ Анны Щербаковой сказал в личной беседе одной хорошей знакомой: «Это очень смело и даже дерзко. Когда до нашего старожильного фигурнокатательного бомонда начнёт доходить, ЧТО же такое катает Анна в этом году, у некоторых начнётся истерика. Этери Георгиевна, Даниил и Анна наживут себе новых настоящих врагов». Это оно и началось. До некоторых начало доходить.  Я о смысле, разумеется. И он не такой уж и скрытый, если отталкиваться от содержания хрестоматийного балета Стравинского и на секундочку предположить, что программа Даниила Глейхенгауза — это не пустые попрыгушки под красивую музыку в красивом образе, а Анна не просто изображает сферическую Жар-птицу в вакууме и вне какого-либо контекста.

Как мы знаем, Этери Тутберидзе давно любит воплощать на льду истории, зачастую личные.  И сегодня хочу поделиться с вами некоторыми наблюдениями и своим видением этой программы, которую они с Даниилом Глейхенгаузом поставили для Анны Щербаковой.

И вот ее сюжет:

На горе, среди скал, стоит замок  Кощея Бессмертного. Чтобы никто не проник туда,  и не взял золотых плодов из волшебного сада, замок обнесён золотой резной решёткой, а сад — высокой каменной стеной. 

В начале программы у нас довольно медленная и где-то усыпляющая музыка.  Именно такое оно, царство Кощея,, где все давным-давно устоялось, так подчеркнутое этой неторопливой музыкой. Все прыгают одно и то же, делают одно и тоже, год за годом под однотипную музычку и те же образы. Люди на царство уже давно назначены. И видеть кого-то нового со своей метлой и новыми порядками не желают.

Но Иван-царевич в погоне за  Жар-птицей проникает в волшебный сад,  через высокую каменную ограду.  

 

 Да.  Не только одна каменная стена взята. Есть же еще и решетка. Вот отворили и ее.  

 

 Вот так легко и непринужденно пробирается и Анна в это закрытое царство сквозь огромную стену лжи о выдуманных флутцах да обвинений в угловатости и некомпонентности. 

Но что там видно дальше? Всех  своих врагов Кощей превратил в камень. В глубине сада  находится целый забор из окаменелых витязей.  Все они погибли, когда хотели что-то поменять, или  завоевать, все стоят недвижными камнями, мхом обросли. 

Здесь царство как и невиданных богатств, так и царство забвения, где как говорил классик, над златом чахли. 

Кощей чрезвычайно боится смерти и смерть свою он хорошо замаскировал. Он обладает огромной силой и не может быть побежден обычным способом.

 

Смерть спрятана таким образом, чтобы до неё никто не добрался и  покоится на кончике иглы.  Хозяин сундука очень силён и обладает реальным бессмертием. У него достаточно энергии  и возможности разрушить что угодно.

Здесь немного отойдем в сторону и вспомним, с чего же вообще началась погибель Кощея. С Василисы Прекрасной (Ненаглядной красы в вариациях) и её нелегкой судьбы. 

Стоит отметить, что в фольклоре «прекрасная» означала не столько внешность, сколько духовность.  И у безнравственного общества зачастую возникает злоба по отношению к высокодуховному потенциалу Василисы Прекрасной и желание её уничтожить.

Единственное, что Кощей смог сделать, это заточить красавицу в своих подвалах, но подчинить девушку злодей так и не смог. Казалось бы, что всё гладко — Краса в заточении, ограниченная поставленными условиями, но несломленная. Тайком от злого царя, при свете луны выбегала и она ночью в сад порезвиться, с яблоками поиграть. 

– Что двигало тогда вами?

– Огромное желание доказать, что все те люди, которые послали меня на цирковую площадку, ошиблись. Я очень благодарна им за все, потому что, не испытав унижения, не стала бы тем, кем являюсь сейчас. Жизнь все расставила по своим местам, – рассказывала Тутберидзе.

«Ни в огне не горит, ни в воде не тонет». Что с такой делать? Осталось только приручить. Но Василиса Прекрасная показала Кощею свой норов. Не хотела красавица союза с тёмным… 

Но вернемся к программе. Тут у нас появляется «Жар-птица»

Невольно забывает об   ужасах царства Кощея Иван-царевич, ослеплённый Жар-птицей. Он хочет подстрелить её, а потом решает поймать живой. Когда Жар-птица подлетает к дереву с золотыми яблоками и начинает клевать их, царевич ловит её. Трепещет, бьётся в руках его птица, молит отпустить.  Выпускает он птицу на волю, а она за это дарит ему огненное перо. «Оно тебе пригодится»,— говорит Жар-птица и улетает.

 

Ненаглядная Краса  предупреждает героя,  что он может погибнуть, если решит пойти  через золотые ворота. Но царевич ничего ничего не боится и решает следовать за  Ненаглядной красой.

И здесь мы видим те самые золотые ворота из каскадов 3лутц-3риттбергер, и 3 флип-ойлер-3 сальхов. В самом конце программы! После двух квадов! 

Как только  герой разрубает ворота своей саблей, все царство просыпается, раздаются волшебные перезвоны. Из замка, по горе, катятся всякие страшилища, прислужники  Кощея. Хватают царевича. Силен герой, стряхивает с себя гадов, но несметная сила поганого царства одолевает его.  Погиб бы царевич, но выхватил перо, машет им. Прилетает ему на помощь Жар-птица, всех она ослепляет, всех крутит, в пляс бросает.

Пляшут упыри, удержаться не могут. Сам Кощей пляшет. Всех до упаду уморила Жар-птица, на землю шлёпнула, а потом плавно над ними воспарила.

P.s.

Иван-царевич хочет разыскать Ненаглядную Красу, но Жар-птица останавливает его. Она подводит царевича к дуплу. В дупле — ларец, в ларце — яйцо, в яйце — смерть Кощея. Достаёт царевич яйцо, жмёт его — Кощея корёжит; с руки на руку перебрасывает — Кощей из стороны в сторону летает; разбивает яйцо о землю — Кощей рассыпается.

А что же такое игла, которую необходимо сломать? С одной стороны, игла — символ  коварного зла, всепроникающего и целенаправленного. Но если говорить более приземленно, то игла это оболванивающие СМИ, которые столько лет нам толкали только нужную политику партии, не допуская никакого другого, альтернативного взгляда. Стоит сломать,  и разрушится вся конструкция. Ведь без средств массовой дезинформации Кощею конец! А на чем держится вся его империя? Прежде всего на лжи. 

А если нет лжи, то исчезает поганое царство.   

Находит и Иван-царевич  Ненаглядную Красу.  Теперь она царица освобождённого царства…

На вопрос, кто же такой Кощей, Михаил ответил так:

-Думаю, это всё-таки собирательно и в широком смысле надо брать…

Тут и сказке конец, а кто слушал молодец. Можно посмотреть программу  еще раз, с новыми впечатлениями.

 

P.P.S  Судя по недавним истерикам со всех сторон, эту сказку уже многие успели заценить.  «Тогда мы больше не увидим на небосклоне фигурного катания такого рода фигуристок, как Каролина Костнер, Лиза Туктамышева и, в конце концов, даже Евгению Медведеву.»

Многие были бы рады даже, чтоб победила зреложенская Теннелл, лишь бы не эта Жар-Птичка. Мало ли, падет еще царство, где все было так хорошо годами.

 

Источник: http://www.sports.ru/

spacer

Оставить комментарий